vincent lang
винсент лэнг
▴ ▴ ▴
nouela — black hole sun | курение убивает; |
matthew mcconaughey
▴ ▴ ▴
▸ у винсента моментально сводит скулы, когда он слышит короткое резкое винс в свою сторону. он позволял/позволяет называть себя так единицам, измеряя в четырех буквах степень близости к нему, а это вещь [привилегия? в какой-то мере] доступна слишком немногим; | ▸ по самым уголкам поскребем, выскребем, насобираем какие-то остатки чего-то, что когда-то было семьей. хотя, в принципе, и собирать-то нечего; даже живая еще семья состояла из троих человек всего-лишь. вернее, почти троих. еще бы немного - и троих. |
▴ ▴ ▴
новая пачка почти совсем промокла в обрызганном чьей-то системой поливки пиджаке. газ в зажигалке почти кончился. щелчки ее у кончика влажной сигареты бесполезны, но я повторяю их, как заведенный, пока, наконец, попытки не венчаются успехом. целеустремленность главное, да?
конечно.
главное - идти к цели.
второе по важности - знать, что у тебя за цель.
или я все перепутал?
твою мать. сигарета гаснет где-то на половине и я отправляю ее в полет до ближайшей урны. дорога покажется бесконечно долгой, если я не могу сосчитать ее в выкуренных сигаретах, потому что куда проще размышлять о том, какая по счету ударная порция дыма прожевывает своими челюстями мои легкие, чем позволять себе думать об остальном. забавно было окрестить всего пару запретных вещей остальным, но я привык так называть мысленно несколько островков в сознании, к которым приближаться было чревато; заодно с приближением к ним я прямой наводкой шел к бару или просто к шкафчику, в котором стояла початая бутылка виски. паршивого, надо сказать, голова от него потом как между молотом и наковальней. поэтому не стоит обращаться к остальному.
а что за этим, собственно, кроется, охота знать? о'кей, где там шкафчик и отстойное пойло.
я кладу пачку на подоконник в надежде, что безжалостное солнце атенса просушит ее быстро. палящий круг в зените и, по хорошему, мне бы сейчас холодный душ и новую рубашку, а не холодный виски и старое кресло в мотеле. только от хорошего я отвык совершенно, как отвык, например, от домашней еды или, скажем, улыбок - после попыток растянуть в них губы с непривычки ноют мышцы. поэтому с чьей-то точки зрения каждый мой шаг - неверный в своем основании. я веду себя совсем не так, как полагает, а? совсем не так, как стоило бы.
я буквально слышу, как долбятся о черепную коробку звонкие голоса, на разный лад сетующие об одном и том же:
так нельзя, винс.
до чего ты себя доведешь, винстент?
эй, винни, снова нацелился на выгребную яму или просто неудачный понедельник?
последнему оратору пришлось пережить болезненную встречу с кулаком за недозволенное сокращение и не менее недозволенные шутки в мой адрес. впрочем, скорее всего, приложил я его из-за того, что больно уж колола правда. входила между третьим и четвертым ребром чем-то острым, но ржавым - под стать всему прочему. все вокруг проржавело и прогнило, как старые трубы, и, в первую очередь, мое отношение к жизни. только трубы можно заменить, а его - нет.
я погорячился, называя виски холодным; льда в холодильнике не нашлось и в итоге я не удосужился даже достать стакан. открученная крышка летит куда-то в сторону раковины, шаркающие шаги подводят меня к креслу, насчет которого сказано было верно - старая развалина, но в таком месте нечего ожидать чего-либо другого.
впрочем, это место - одно из наиболее подходящих для меня; лучше и не выдумаешь. как для города населением более десятка тысяч людей, атенс подчас казался мне невероятно пустым, в какой-то мере вымершим, и, как ни странно было это отстраненно признавать, но я чувствовал себя в нем комфортно. куда более комфортно, чем в родном цинциннати, где жизнь умудрялась бить ключом даже на окраинах /или даже там - яростнее всего/, где время все шло и шло, неумолимо отдаляя меня от всего того «остального», о чем я не любил заговаривать, но, все же, в чем предпочел застрять. я застрял в нем точно так же, как большая часть жителей застряла в атенсе - прочно и основательно. разница только в том, что из атенса существовал способ выбраться - полупустое шоссе прочь из города; а мое болото было со мной повсеместно.
мое остальное находилось внутри_вокруг неотлучно.
а остальное - это шесть лет в армии. два года на далекой от горячих точек базе, где все текло так размеренно и спокойно, что я с чистой совестью отвечал во время редких звонков матери, что я в порядке и так будет и дальше. не то, чтобы мною питались особые надежды на то, что такое положение - константа, но пока это было так, мне не приходилось врать и над письмами сидеть ломая голову, придумывая очередную байку, случившуюся в части, которая говорила бы о том, что живу я едва ли не припеваючи. на третий год мне пришлось с этим познакомиться, и, знаете, знакомство было не из приятных.
винс, да ты сочиняешь, как дышишь, - саймон хлопает меня по плечу, через которое и заглядывает в почти дописанную весточку матери; в тусклом свете пыльной палатки не существует особо понятий вроде приличия. в тесном кругу сослуживцев не существует особо секретов, в отличии от пролегающих между мной и бриттани лэнг миль, которые ими были уже забиты. я чувствую вину, которая скребется в неопределенном месте где-то внутри, за то, что намеренно создаю для нее иллюзию личной безопасности, тогда как правда может вылезти наружу слишком просто - одной неверной роковой пулей или слишком близко рванувшим снарядом; и вот уже вместо письма ей бы вручили телеграмму в официальной форме. и я чувствую вину, но продолжаю дальше пускать пыль ей в глаза, потому что меньше всего хочу, чтобы она волновалась - этого чувства я итак принес ей в достатке за все года своей жизни, на протяжении которых она воспитывала меня сама. не знаю, в какой точно момент типичные сказки об отце-летчике стали для меня очевидно обманчивыми и когда именно я понял, что история была банальнейшей до невозможности - той, где какой-то безымянный для меня мудак бросает на восьмом месяце беременности женщину, с которой черт знает как связался на свою голову. по крайней мере, он так думает. еще он думает: на кой черт мне эти заботы? и гениальная своей простотой идея сияет в его голове, именуется она побегом и знаменуется одним громким хлопком двери. картинка эта в моей такая ясная, такая живая, что я просто принимаю ее, как данность, какой-то частью осознавая, что в самом деле приблизительно так все и было. так вот не знаю, в какой точно момент до этого дошел. знаю только, что боюсь превратить свой уход в армию в нечто такое же. в безвозвратную пропажу. и не хочу, чтобы этого боялась она.
а потом из просто трудного существования все превращается в кромешный ад. в вакуум из автоматических /инстинктивных?/ действий, жаркого, раскаленного почти воздуха и болезненно колотящегося сердца, подгоняемого то ли адреналином, то ли страхом; или и тем, и другим. состояние не менялось вне зависимости от времени суток и конкретного местонахождения/положения. во время привала и в эпицентре перестрелки, пока балансировал на грани сна и реальности и когда происходящее казалось диким бредом при горячке - все было неизменным. неизменно шумящая в ушах кровь. неизменно отработанные движения и действия. неизменно режущие от песка и стекающего со лба пота глаза. беспощадное солнце разъедало тело не хуже, чем пули, врезающиеся в кожу, но в отличие от них оно будто бы перемалывало раскаленных жерновах и все внутри. выжигало нас с земель ему подвластных, и каждого под этим натиском хватало на разный срок.
меня хватило на четыре года регулярных схваток, и я хотел было продолжать молчаливую борьбу, но одна из тех самых пуль, что наравне с калеными добела лучами солнца врезаются в кожу, врезалась аккурат недалеко от сердца.
я привычно потираю плечо. оно ноет время от времени; то ли на погоду, то ли как вздумается. иногда - жжет изнутри. я делаю новый глоток и это жжение смешивается с жжением в горле/желудке, смазывая остроту ощущений. с очевидным усилием заставив себя встать, проверяю состояние пачки на подоконнике, потому что от желания покурить начинает дереть горло. она оказывается не до конца сухой, но я считаю это уже приемлимым и выудив одну сигарету отправляюсь к тумбочке, чтобы пошарить в поисках спичек. находятся они быстро, потому что мотельный ящик я особо не захламлял, хоть и нахожусь тут уже прилично. кроме коробка в нем пирочинный нож, остановившиеся часы, маленькая записная книжка и кольцо. помедлив с пару секунд, вместе со спичками беру и кольцо, которое потом кладу на столик напротив себя. самое обыкновенное, без вычур, обручальное кольцо. изрядно потускневшее и, вполне возможно, мне теперь великоватое - за пять лет я явно похудел. истощал?
я таскаю это кольцо с собой, куда бы не отправился.
я засовываю его от глаз подальше, - в ящики, в карманы, в бардачок, - но всегда таскаю его с собой.
прикуриваю от заженной спички и, если присмотреться, можно увидеть смутное отражение огонька в кольце.
остальное - это кэтрин бишоп. это кэтрин, имя которой позднее в звучании с фамилией 'лэнг' ей нравилось куда больше; по крайней мере, так говорила она сама. белый халат и безукоризненная улыбка были ярким пятном среди и без того слепяще-стерильного окружения, пока я лежал в больнице. глаза так же резало, но уже от света ламп и девственно белых цветов вокруг, а кровь шумела в ушах, только теперь по трудно определимым причинам. кэтрин бишоп каждое утро улыбалась своей безукоризненно-идеальной улыбкой, осведомлялась о моем самочувствии и каким-то отработанным жестом поправляла мое одеяло. кэтрин бишоп казалась мне ненастоящей, искусственно слепленной во всей своей идеальности и образцовости и, признаться честно, меня порядком это бесило. меня раздражало, что рядом с ней я ощущал себя сплошным комком недостатков и пороков и жажда избавиться от этого, развенчать выстроенный в собственной голове миф о ее внеземном происхождении, и подстегнула меня к попыткам узнать ее ближе. увидеть кэтрин бишоп без прикрас, без идеально белого халата и заученных фраз для общения в формате врач-пациент. перестать называть ее кэтрин бишоп и, в итоге, назвать кэтрин лэнг.
кэтрин лэ-энг. мне все еще нравится, как это звучит, - довольно протягивает кэт, оставляя отпечаток помады на наполовину выбритой щеке, пока я застываю с бритвой в руках, глядя на нее в отражении зеркала. она говорит так каждое утро после ссоры прошлым днем/вечером и эта фраза будто сглаживает все острые углы, которых по началу было слишком мало. слишком, чтобы меня это время от времени не беспокоило; слишком, чтобы мои подозрения о том, что потом придется расплачиваться их обилием не оправдались.
в какой-то момент мы пришли к тому, что вся совместная жизнь стала лавированием среди этих самых углов. они находились в основании моей работы, которой я даже слишком дорожил; в расхождении картинок будущего; в том, что одна из немногих этих картинок, что у нас совпадала, со временем стала казаться недостижимой. нам обоим казалось, что чтобы снова появилась возможность сглаживать углы, нам нехватало чего-то в дополнение. вернее - кого-то. вера кэтрин в то, что все не так уж плохо в нашей жизни, угасала параллельно с тем, как копилось количество провальных попыток завести ребенка. после каждого визита к врачу мне приходилось стоять у запертой двери в ванную, слушая приглушенные всхлипывания, и запоздало испытывать муки совести за то, что в такие моменты в голове нет ничего, кроме простого вопроса: когда это все закончится? беда в том, что я не знал толком, что имел в виду под 'этим'. возможно, нашу явно складывающуюся не самым удачным образом семейную жизнь, тщетные попытки, слезы кэтрин или вообще что-то другое. но я не был намерен никоим образом приложить руку к завершению чего бы то ни было /разве что слез, если бы только мне это было под силу/, ведь я действительно любил ее; и, кажется, любил сильнее обычного, когда она, наконец, открывала дверь и, заплаканная, утыкалась мне носом в плечо. даже если плечо это было больное, я лишь молча морщился от смутной боли, но терпел.
терпел долго, потому что терпела и она; в конце концов, я вообще время от времени задавался вопросом, почему она все еще со мной? я бывал временами определенно несносен, а если и не бывал, то это меня попросту не было дома.
а она все ждала и ждала меня каждый раз, старалась встречать улыбкой, чаще всего - вымученной или той самой, безукоризненной, которой она была обучена будто бы, как иные люди обучены реверансу.
пока, в один день, ее улыбка не была ни вымученной, ни заученной - она просто блуждала по ее лицу, даже скользила во взгляде, и я, наверное, понял все даже раньше, чем она сказала одно короткое: получилось.
я наклоняюсь вперед, протягиваю руку и движением пальцев заставляю кольцо крутиться на поверхности стола. оно мельтешит прямо перед глазами и сливаясь в одно грязновато-золотое пятно будто бы напоминает пулю. я почти слышу выстрел, резкий звук, с которым она вылетает. одной глубокой затяжкой пытаюсь прогнать слуховую галлюцинацию, наблюдая за тем, как кольцо вращается все медленнее, а после со стуком падает.
я в самом деле слышал выстрел.
за квартал почти, пока ехал к месту где, по словам звонившего в полицию прохожего, кого-то грабили. обычно это не было моей заботой, сюда стоило отправить кого-нибудь из офицеров, но я был недалеко и послать проверить меня сочли рациональным решением. я сам так посчитал, услышав тот самый звук, и прибавил газу, уверенный, что дело обернулось плохо и кто-то, скорее всего, отказался отдать чертов кошелек и теперь в лучшем случае жмется от страха в угол в проулке. это если стреляли, чтобы постращать. в худшем - неумолимо теряет кровь все в том же проулке на грязном асфальте, припоминая, как выговариваются слова о помощи, которые стоит кричать. и я понимаю, что это именно последний случай, когда слышу такой крик. и я понимаю, что руки, держащие руль, почти немеют, когда узнаю голос.
кэтрин лэнг, в девичестве бишоп, хоронят на центральном кладбище цинциннати недалеко от могилы моей матери. никаких приписок на надгробии не делают, но я знаю, что под плитой покоятся сразу двое. знают это, в принципе, все, но вполне разумно молчат после того, как я чуть не устроил скандал в больнице, когда мне сказали, что сделали все, что могли.
и все, опять же таки, потому, что правда слишком колет. правда обо мне, заключающаяся в том, что я твердо уверен, что не сделал все, что мог. я не уберег. я не спас.
подчас я чувствую себя так, будто это в моей вспотевшей ладони был ствол.
подчас я чувствую себя так, будто я снова в чертовой машине, за квартал до нужного проулка слышу выстрел.
я бросаю окурок в узкое горлышко бутылки и он с шипением падает на дно, на котором еще плещутся символические остатки виски. саму бутылку отправляю в урну. позволяя себе время от времени таким вот образом отбиваться от рук, я все еще не потерял работу, наверное, потому, что умею потом сходу вернуться в колею.
умею отключить что-то внутри, превратив дальнейшее в результат доведенных до автоматизма действий; армейская привычка/навык. и сейчас - тот момент.
теперь уж точно время холодного душа.
я надеваю новую рубашку, сверху - подсохший пиджак. беру с подоконника пачку и засовываю ее в карман.
теперь будет чем считать расстояния в этом полумертвом городе, в который я так отлично вписался.
▴ ▴ ▴
▸ батька сам всех найдет и со всеми свяжется.
▸ пробный пост.
та я не піду, трохи постою
поки гроза не мине, буду з тобою
. . . . . . . . . .
я не маю уявлення про те, скільки минуло часу.
дві речі, - час та простір, - я завжди сприймав інакше, ніж ти. чи ти сприймала інакше за мене? важко відповісти, але різниця є, і хоча, можливо, ти ії не розуміла - тобі було й не обов'язково. достатньо було, щоб розумів я.
- як довго ти будеш зі мною?
- завжди.
і як розумів я різницю, так розумів і чарівливу брехливість цих слів, най як ти б сама в них не вірила. я все чекав, коли ж оманливість виявиться, дасть тріщину по твоїм гарним мріям. мабуть, десь серед тисяч інших думок, що знаходили прихисток у моїй свідомості, десь у куточку, - особливому і незасмітненому непотрібно-потрібною інформацією, - я навіть намагався підготувати слова, які сказати хотів би тобі на останок. та виявилося, що усього мого розуму, моєї винахідливості та, здавалося, красномовності, не вистачило, щоб вигадати щось гідне. в мене не було влучних слів, щоб попрощатися з тобою, роуз тайлер.не було їх в перший раз, коли заради цього прощання я жертвував зіркою, яких у всесвіті ще незліченна кількість, при цьому усвідомлюючи ії унікальність.
не було їх вдруге, коли тонкі доріжки/стежки між планет, простору та часу самі звели нас на мить, і замість слів я залишив подарунок. але ж слова. слова, роуз.
деякі з них мають бути сказаними попри святу віру, що вчинки говорять краще за них. деякі з них мають хоча б почутися напівтоном у голосі, напівтінню - у погляді, напівжестом - у прощальних обіймах. деякі з них мають залишитися стежкою крізь час у місце, де вони застигнуть та завмруть, перетворившись у спогади.
привіт, роуз тайлер. я прийшов з напівтоном, напівтінню, напівжестом та прагненням додати тобі спогадів.
та я уявлення не маю, скільки часу пройшло.я не знаю, за що вхопитися. у переносному та буквальному сенсі; пальці чіпляють край консолі, коли тардіс декілька разів встряхує, але миттю зісковзують, плутаючи мені всі орієнтири. я й не гадав, що це буде просто. я й не сподівався, що взагалі вийде. я майже заплющив очі і потягнув за важіль. проте раптом впевненості ще поменшало.
коли мандруєш всесвітом так довго, поволі стаєш його частиною. не такою, якою являєшся ще з народження, а більш свідомою, більш освідомленною. ти не просто існуєш у ньому, ти з ним дихаєш, ти з ним рухаєшся. ти - невід'ємна частка, як рука або легені. ти, що саме головне, з ним відчуваєш. і я відчував. я йшов наобум його млистими тропами сузір'їв, крізь арки туманності, завитки/воронки часу, ступаючи там, де, як мені казалося, ступати доречніше. я гадав, що коли достатньо сильно буду намагатися, всесвіт відповість мені луною того світу, де була ти.
загубленого, мабуть.
але ж, як відомо, ніщо не буває загубленим зовсім безнадійно.
треба тільки гарно шукати.та мої знайдені поміж світами стежки приводять мене лише на пусту вулицю. я навіть сказав би - підворіття, на перший погляд й зовсім зяюче повною відсутністю життя. тардіс тихенько муркотить замість минулого гулу, а я щосили вдивляюсь у екран сканера, що відображає пустоту.
- ну ж бо! - я навіщось відвішую сканеру гарного ляпаса, ясно розуміючи, що він тут ні при чому. що ні при чому ні тардіс, ні порожній провулок, ні любі несправності у координатах. справа лише у цьому далекому світі, що занадто наполегливо ховає тебе від мене.
- ти прекрасно знав, на що йшов. ти прекрасно знав, що шансів в тебе один до трьохсот восьми мільярдів. бовдур, - в голосі злоби більше, ніж я хотів собі дозволити, хоча й була вона направлена лише на мене. я не люблю поразки, я їх... не вмію. сприймати_визнавати_переносити. не вмію. і хто б мене цьому навчив?.. роздратованим порухом відвертаю в сторону екран, щоб лише не бачити мозолячу очі картинку ззовні. - бовдур, бовдур... - ніби саме по собі злітає з губ безконтрольне бурмотіння, доки ноги несуть мене кудись подалі від кімнати управління. здається, залишся я там ще на мить, я б змусив тардіс мчатися кудись занадто далеко, щоб потім про це не пожалкувати. вузькі коридори змінюють один одного швидше, ніж я встигаю зорієнтуватися. ніж я міг би встигати зорієнтуватися, якби намагався. і доки повороти мигають переді мною, а я, здається, все ще повторюю своє злощасне "бовдур", щось змінюється. майже невловимо, я, мабуть, і не ручився би, що мені не здалося, але неначе повітря змінює свій курс. я видихаю трохи різкіше і зупиняюсь, ніби земне [чи неземне, я не маю уяви, де опинився] раптом посилилося.
раз. два. три.
луна відбивається від металевих панелей на стінах, досягає моїх вух. кроки. ще раз.
раз. два. три.
я повертаю на стовісімдесят градусів. від неуважності не залишається ні сліду, лише напруга, лише тихі кроки назад по пройденому від головної кімнати шляху. і майже на самому повороті, майже на порозі, де звернувши я мав би побачити таку ж саму, якою я залишив ії, консоль, пустий простір навколо і підтвердження тому, що мені лише мариться, я чую це. за мить до руйнування любих наївних надій, які я напевне підхопив у людей, як підхоплюють хворобу, вони лише розквітають сильніше.- роуз? - я не здивувався, якби ти виявилася проекцією. візуальним інтерфейсом тардіс, що зглянулася над своїм повелителем часу. я не здивувався б, бо, здається, відвик від цього відчуття зовсім. як відвик від тебе перед очима. тому навіщо питання? я ж бачу, що це ти, і я не здивований. - роуз.
залишилося тільки зробити кілька останніх кроків тобі назустріч, і тоді б я впевнився, що ти - жива, та я все стою, мабуть, вважаючи недоречним першим заключати тебе в обійми, адже я пам'ятаю про залишений подарунок, пам'ятаю, як залишив тебе без гідних моменту прощальних слів. і знову їх бракує.